Самарская Лука

 

Жигулёвский заповедник

 

Самарский зоопарк

 

Кафедра биологии, экологии и методики обучения ФГБОУ ВО СГСПУ

 

Самарская областная детская библиотека

 

90 лет юннатскому движению
Самарской области

Северо-восточный образовательный округ

Хроника похвистневских юннатов

15 июня 1928 г. - День создания юннатского движения. Юннаты – юные натуралисты – участники детского кружка по изучению природы и естественных наук. В СССР существовал целый ряд внешкольных детских учреждений, известных как станции юных натуралистов. Станции юннатов организовывали деятельность школьников по изучению и охране природы, опытническую работу по биологии, общественно-полезный сельскохозяйственный труд, проводили смотры работ и слёты юннатов, традиционные массовые праздники (День Леса, Праздник урожая и т. п.), семинары, практикумы, консультации по вопросам юннатской работы для педагогов. При станциях юннатов действовали различные кружки, во время летних каникул — лагеря юннатов.

В советское время у юннатов было много операций по охране природы. Организатором операции «Живое серебро» был журнал «Пионер». Участники операции назывались «голубой патруль», они следили за чистотой водоёмов, родников, спасали весной рыбью молодь.

Основателем «Зелёного наряда Отчизны» стал журнал «Юный натуралист». Эта операция состояла из нескольких этапов: озеленение школ («Школа – сад»), посадка деревьев, организация цветников на улицах («Тенистые улицы»); шефство над мемориальными памятниками героям Великой Отечественной войны («Живой костёр славы»); выращивание цветов в школьных теплицах ко дню рождения В.И. Ленина («Цветы Ильичу»); создание дендропарков, охрана редких пород деревьев («Вырастим парки и рощи ценных пород деревьев»).

В операции «Зёрнышко» юннаты следили, чтобы при уборке урожая не терялось зерно из кузовов машин, не оставалось несжатых колосков на стерне.

Дети брали под охрану и расселяли муравьёв в другие места в операции «Муравей».

Задача операции «Подснежник» была в сохранении лесных раннецветущих растений.

Эти и другие операции стали традиционными для юннатского движения страны. Юннаты проводили экспедиции и походы для изучения родного края. В экспедициях они проводили научные исследования, а задания для исследований получали от научных учреждений. Занимались опытнической работой в школьных лесничествах, ученических производственных бригадах. Юннаты были добровольными помощниками сотрудников зоопарков, питомников. Юннаты имели свои значки «Юный лесовод», «Юный друг природы», «Юный натуралист», шевроны членов ученических производственных бригад, участников слётов ученических производственных бригад.

В славную историю юннатского движения страны вписаны и страницы истории юннатского движения в Похвистневском районе. Есть основания предполагать, что начало юннатскому движению было положено в 1951 году. По сведениям, которые требуют уточнения, в Староганькинской восьмилетней школе учитель биологии, химии и географии Пидержанов Иван Яковлевич, ветеран войны, уроженец с.Староганькино, создал юннатский кружок. Около школы юннаты посадили фруктовый сад, в котором росли яблони, вишни, смородина, крыжовник. Сад обильно плодоносил. В 1957 году И.Я. Пидержанов получил награду - медаль участника ВСХВ.

В 1952 году был создан городской Дом пионеров. Он организовывал работу, в том числе и юннатскую, среди школьников г. Похвистнево и Похвистневского района. В архиве нашего района хранятся документы, начиная с 1962 года.

Первое упоминание о юннатах нашлось на страницах районной газеты «Ленинская правда» от 31.07.1955. в статье «Летний отдых школьников»: «Многие учащиеся школ нашего района умело сочетают учебу с деятельным участием в кружках… юных натуралистов, с работой на пришкольных участках и колхозных полях… Учащиеся Среднеаверкинской школы после работы на полях родного колхоза или на своем пришкольном участке любят собраться вечером в школе послушать радио или запись выступлений своей самодеятельности у магнитофона. [1]

Юные натуралисты проводят походы по родному краю с целью изучения его флоры и фауны. Совершая экскурсионную прогулку в Москву, юннаты посетят павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ознакомятся с достижениями знатных людей нашей Родины для того, чтобы перенять их опыт и получить на пришкольных участках еще лучший урожай всех культур.

Юннаты Алькинской семилетней школы работали на пришкольном участке - проводили опыт по выращиванию кукурузы рассадой. Ухаживали за плодовыми кустарниками и деревьями в школьном саду. Так проходит летний отдых учащихся».

Похвистневские ученические производственные бригады

С 1965 г. во всех школах района под методическим руководством областной станции юннатов, Куйбышевского с\х института работают ученические производственные бригады.

Бригады принимали соцобязательства на весенне-летний период. За оказание помощи в уборке урожая, по итогам соцсоревнования ученических производственных бригад колхозы и совхозы для школьников выделяли экскурсионные путевки по городам Советского Союза. Соцсоревнования проходили как внутри бригад, так и между собой.

Ежегодно с 1971 года проходит слет ученических производственных бригад и конкурс юных механизаторов-пахарей (в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 364 от 7.07.71 г.). Базой проведения являлись колхозы района: «Новая жизнь» (с. Среднее Аверкино), им. Вахитова (с. Мочалеевка), имени Тарзеева (с. Алькино), имени Карла Маркса (с. Малое Ибряйкино), «Заветы Ленина» (Ахрат) и совхоз «Северный ключ» (с. Савруха). На районные слеты приезжали лучшие представители - по 2 человека от средних школ и по 3 человека от восьмилетних. Слеты проводились под эгидой управления сельского хозяйства. В оргкомитет входили заместитель председателя районного исполкома, главный инженер управления сельского хозяйства, заведующий Районным отделом народного образования, инструктор РК КПСС, председатели колхозов, главные инженера и агрономы колхозов, директора школ, уполномоченный по использованию трудовых ресурсов, инспектор ГАИ, фельдшер.

В районе ежегодно в октябре проводился «День природы» (в соответствии с постановлением бюро обкома КПСС и облисполкома от 28 августа 1973 года № 544 « Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»). В этот день на предприятиях, колхозах, совхозах, учреждениях, учебных заведениях проводились лекции, беседы, показывали кинофильмы, в школах - занятия по охране природы. В домах культуры и клубах проводились тематические вечера. Трудящиеся привлекались к работам по озеленению и благоустройству населенных пунктов, по посадке и уходу зелеными насаждениями. Редакция газеты «Ленинская правда» на своих страницах освещала ход подготовки и проведения «Дня природы» (1976г). [2]

В анализе работы отдела народного образования и педагогических коллективов школ района за 1982- 1983 учебный год читаем: «значительное место в трудовом обучении старшеклассников отводится ученическим производственным бригадам. Учащиеся выращивают сахарную свеклу на площади 300 га, овощей на 18 га, картофеля на 28 га. Проходят опыты по выращиванию зерновых культур, проводят работу в лесничествах по уходу за лесопосадками. На должном уровне ведется работа в ученических производственных бригадах Саврушской, Староганькинской, Среднеаверкинской, Первомайской, Рысайкинской школ. Однако в Новомансуркинской, Кротковской, МочалеевскойАлькинской школах учащиеся занимаются прополкой и уборкой сахарной свеклы, не проводят опытническую работу…».

В Малом Ибряйкино было организовано 3 звена (65 чел.), сеяли кукурузу -50 га, свеклу - 3 га, пшеницу -50 га. В Подбельске - 4 звена (61чел.), 25 га картофеля, закладка сада. В Стюхино -4 звена (193 человека), 80 га - кукуруза, 2,25 га – сад, 8 га - зеленые. В Старом Аманаке - 8 звеньев (100 человек) - 2 га свеклы, 150 га пшеницы, 0,05 га овощей, 15 га подсолнечника. Темы опытов ученических производственных бригад – «Применение гербицидов», «Влияние удобрений», «Изучение роста и развития саженцев черной смородины», «Влияние искусственного молока на рост и развитие телят с одновременной дачей биостимуляторов», «Выращивание капусты безрассадным способом».

В документах РОНО находим справку о трудовом воспитании и профориентации учащихся Саврушкой средней школы Похвистневского района (февраль 1984г): «Саврушская средняя школа расположена на территории совхоза «Северный Ключ»… дирекция совхоза вместе с педагогическим коллективом школы привлекают к работе с учащимися лучших производственников, вовлекают подростков в хозяйственную, общественную жизнь трудового коллектива (совхоза). Общими усилиями создается действенная система трудового воспитания. Её составными звеньями являются уроки сельскохозяйственного труда в 1-3 классах, опытническая работа на школьном учебно-опытном участке, общественно полезный труд, обучение по сельскохозяйственным профессиям в 9-10 классах, опытническая работа ученической производственной бригады на полях совхоза «Северный Ключ».

Уроки трудового обучения проходят в школьной мастерской, кабинете машиноведения, на учебно-опытном участке, на совхозной свиноферме. Начиная с 1 класса ученики привлекаются к производительному труду на учебно-опытном участке. Здесь выращиваются овощи и фрукты для школьной столовой. На текущий учебный год заготовили для столовой: овощей - 13 ц, картофеля - 150 ц, плодов и ягод – 0,6 ц. В феврале-марте в школе выращивают 9 тыс. корней томатов для совхоза и школьного учебно-опытного участка.

Ученики 9-10 классов изучали «Автодело». В связи с производственной необходимостью в 1983-1984 учебном году мальчики 9 класса стали изучать «Трактор и другие сельскохозяйственные машины», девочки – «Животноводство». В сентябре 1983 года школа приняла в совхозе одно помещение свинарника на 1700 голов. Учащиеся заменили полностью одну свинарку. Девочки 7-9 классов работают по графику по 3 часа в день. Под руководством инструктора по производственному обучению и зоотехника ученики практически выполняют оператора по выращиванию и откорму свиней.

Трудовое воспитание и профориентация учащихся осуществляется также в ученической производственной бригаде. По результатам лета 1983 года ученическая бригада заняла 1 место в районе в соцсоревновании. Совхозом для производственной бригады выделен трактор ДТ-75, два трактора МТЗ-80, комбайн «Нива», плуг 4 корпусной, плоскорез 2 корпусной, два культиватора, бороны и другое (семена, удобрения). За бригадой закреплена постоянная земля, где проводится полный цикл работ по выращиванию сельскохозяйственных культур. Перед учащимися ставится задача – получить урожай значительно выше, чем на совхозных полях. Производственная бригада охватывает всех учащихся 7-10 классов. В 1982- 1983 учебном году в ней было 120 человек. На площади 30 га выращивали кормовую свеклу, зерновые культуры на площади 2,5 га. На опытном поле в 5 га проводили опыты с пшеницей «Кутулукская», ячменем «Одесский -36», кукурузой. На закрепленной за производственной бригадой земле добились урожая и вырастили: № культура Площадь, га Урожай, ц/га 1 зерновые 2,5 29 2 картофель 4 150 3 кормовая свекла 30 48 4 овощные 3,5 120 Стоимость валовой продукции ученической производственной бригады составила 40781 руб., на одного ее члена – 340 руб. Летом 1983 года работали 15 школьников на сельскохозяйственной технике, 125 человек - на току, 35 чел. - на заготовке кормов, 40 мальчиков пасли стадо совхозных коров. Заготовлено 1200 тонн витаминно-травяной муки». [3]

Газета «Ленинская правда» от 24.09.89 опубликовала статью «Научить трудиться»: «…В ученических бригадах насчитывается 1300 человек. За ними закреплено 364 га земли. Развернута опытническая работа, выращиваются картофель и овощи для школьных столовых, ведется уход за лесонасаждениями.

В 1988 году учащимися было выращено 800 ц овощей, 900 ц картофеля, 12 ц – лука. Это способствует удешевлению питания школьников…». [4]

Ученические производственные бригады были школой гражданского становления, они являлись одной из эффективной форм профессиональной ориентации.

Похвистневские научные общества учащихся

В школах работали научные общества учащихся (НОУ). Общество было организовано в 1978 году. Через 9 лет (в 1986г.) оно включало 3 секции: биологии, химии, физики. В 9 школах района – Саврушской, Среднеаверкинской, Староганькинской, Рысайкинской, Кротковской, Староаманакской, Большетолкайской, Алькинской, Подбельской – из учащихся старших классов созданы ученические производственные бригады.

НОУ района возглавлял кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Михайлович Сизов, первый секретарь Похвистневского ГК КПСС с 1978 по 1988 годы. Под руководством опытных учителей биологии, химии совместно со специалистами колхозов и совхозов учащиеся трудятся на полях и ведут интересную опытническую работу. Некоторые уже внедрены в производство и дали свой экономический эффект.

В Староганькинской средней школе с 1980 года действовало НОУ «Исследователь», которое имело две секции «Растениеводство» и «Животноводство». Руководила НОУ Сапунова Людмила Михайловна, учитель биологии. Исследовательская и опытническая деятельность проводилась с сельскохозяйственными растениями и животными. В животноводстве изучали влияние новых биопрепаратов на рост и развитие молодняка и влияние антибиотиков на снижение заболеваемости телят. На пришкольном участке проводили большую работу по изучению влияния барботирования семян на развитие и урожай пшеницы. НОУ Староганькинской школы участвовало во Всесоюзном конкурсе юннатов имени заслуженного деятеля наук РСФСР, лауреата государственной премии, профессора П.А. Мантейфеля. В 1983 году за лучшую исследовательскую работу в области биологии и охраны природы награждено дипломом III степени, а в 1985 году – дипломом II степени. Л.М. Сапунова награждена серебряной медалью ВДНХ СССР.

В акте фронтальной проверки Саврушской средней школы (5-14 декабря 1983 г.) бригадой инспекторов ОБЛОНО: «В школе работает НОУ (рук. Баландина В.Н.), охватывающее 35 человек 6-10 классов. В его основе лежит практическая деятельность учащихся. Задача общества – проведение опытов с яровыми зерновыми культурами. Общество поддерживает тесную связь со специалистами совхоза «Северный Ключ». Агроном совхоза разрабатывает методику проведения опытов, инструктирует учащихся. Составляется совместный план работы. Большое внимание уделяется теоретической подготовке учащихся. Результаты работы общества: 7 учащихся школы участники районной конференции НОУ, 4 учащихся - участники областных слетов НОУ, 1 – участник слета юннатов в Москве, 5 учащихся – участники ВДНХ СССР, 2 учащихся награждены медалями ВДНХ». [5]

В 80-х годах XX века практиковалась трудовая четверть – работы в поле и на пришкольном участке. Так старшеклассники Подбельской средней школы работали в лесничестве и на птицефабрике, староаманакцы – на экспериментальном поле по выращиванию перспективных сортов пшеницы по заданию КСХИ. Староганькинские и рысайкинские ребята ухаживали за молодняком крупного рогатого скота. Саврушские учащиеся вырастили неплохой урожай на экспериментальных полях совхоза «Северный Ключ».

«…Хороший урожай лука, капусты, томатов вырастили на своих участках учащиеся Кротковской и Алькинской средних школ. Лучше других фруктовый сад у ахратских ребят» из газеты «Ленинская правда», 1986 год. [6]

Юннаты с. Старый Аманак

В 1983- 1984 учебном году в Староаманакской школе был открыт кружок юннатов на базе специальной небольшой лаборатории (кроме биологического кабинета), которая позволяла проводить практические опыты и содержать свой живой уголок (5-6 аквариумов: червятник для содержания дождевых червей, лягушатник для изучения земноводных и необходимый для кормления болотной черепахи и т.д.), имелись хомячки, мыши, крысы, ежи, морские свинки. В 1984 году был создан кружок юных кролиководов. Проводились общешкольные выставки пород кроликов, где экспонировалось до 10 различных пород.

А в сентябре 1987 года открылась биологическая станция (2 кабинета и 3 лабораторные комнаты). Занимались серьезной работой: по заданию Куйбышевского с/х института: исследовали влияние «живой воды» на скорость прорастания семян сахарной свеклы. Опыт показал, что «живая вода» дает ускорение прорастанию семян и всходы появляются дружными. В школьной лаборатории прошло совещание с руководителями колхозов и совхозов.

Первый секретарь ГК партии предложил им использовать «живую воду» для замачивания семян свеклы. Опыт оказался полезным производству сахарной свеклы в районе. Староаманакские юннаты также провели опыт о влиянии облучения семян сахарной свеклы и кукурузы лазером на скорость прорастания.

В школе также работал кружок цветоводов – в лаборатории выращивались более 50 видов цветочных растений, а на пришкольном учебно-опытном участке – 0,5га календулы и 20 видов лекарственных трав на коллекционном участке. Результаты опытов были представлены на XXXI научной студенческой конференции в г. Куйбышеве.

За зиму 1987 - 1988 учебного года из 50 молодых яблонь на пришкольном участке половина была повреждена мышами. Штамбы были полностью оголены на 30-40 см. За спасение яблонь взялись юннаты. Они провели сложную хирургическую операцию – прививка «мостиком»: черенки длиной 40-50 см срезали с той же яблони, на которую их прививали, на отдельные яблони прививали по 3-4 «мостика». Плотно забинтовывали места прививки и заклеивали пластырем, места прививок тщательно побелили. Многие из оперированных яблонь летом цвели, листья сбросили поздней осенью. Ни одна яблоня не погибла.

Руководил биологической станцией преподаватель биологии Анатолий Аркадьевич Ермаков.

Юннаты с. Малого Ибряйкино

Не обошло юннатское движение и Малоибряйкинскую школу. В школьном краеведческом музее бережно хранятся альбомы об истории деятельности юных натуралистов. В 1961 году в школе была организована ученическая производственная бригада, юннатский кружок по выращиванию телят, цыплят, поросят и жеребят. Члены кружка за высокие показатели были награждены медалями ВДНХ.

В 1963 году в школе был создан лагерь труда и отдыха «Юность», который функционировал в течение 3-х летних месяцев, жили круглосуточно, работали в две смены. Именно с этого периода началась упорная и кропотливая работа юннатов по развертыванию опытнической работы, которая велась на колхозных полях.

Члены производственной бригады, возглавляемые Ерендеевой Ириной Петровной и Савдингиной Марией Григорьевной, успешно проводили опыты, назначенные специалистами колхоза и Куйбышевским сельскохозяйственным институтом, по темам: «Влияние подкормки кукурузы в фазе бутонизации на созревание и урожай зерна», «Влияние внекорневой подкормки фосфорным и калийным удобрением на процент сахаристости и урожай сахарной свеклы». Опыты удались: с каждого гектара экспериментального участка было собрано по 200 центнеров сахарной свеклы с 18,2 % сахаристости, «против 15,4 % на контрольном участке».

Юннаты составили и почвенную карту ибряйкинского поселения. Для этого они брали образцы земли, чтобы определить в ней содержание калия, фосфора, азота, воды и действие на нее гербицидов.

В феврале 1965 года на имя Ирины Петровны пришло письмо от руководства ОблОНО и областного института усовершенствования учителей с просьбой выступить на областной краеведческой конференции по теме «Почва, ее агрохимическое исследование». В письме подчеркивалось: «Мы бы Вас не беспокоили, но, поверьте, у нас другой подобной Вашей школе нет».

В 1964-1965 годах производственная бригада, возглавляемая Ириной Петровной, была участником ВДНХ СССР и награждена бронзовой медалью Комитета Совета ВДНХ, о чем свидетельствует удостоверение №19479. В 1966 году была награждена Комитетом Совета ВДНХ СССР Дипломом III степени.

Но особенно юннаты любили весенние и летние туристические походы по родному краю: побывали они (и не раз) на горе Копейка, в исторически значимой для жителей села местности Чук Сирми, в старинном селе Куроедово Оренбургской области. Во время похода ребята работали над созданием альбомов с описанием растительного и животного мира, составляли гербарии, собирали целебные травы. Всё это находило практическое применение.

В 80-е годы деятельность юных натуралистов продолжилась вместе с учителями биологии Ижмуковой Еленой Илларионовной и Тимошкиной Марией Владимировной. На территории близ нового здания школы был заложен пришкольный участок, который постоянно обновлялся. Здесь ребята занимались посадкой овощей, прополкой, поливом и сбором урожая. Работа на участке проходила в форме соревнования, по итогам урожая – определяли победителей.

Стараниями педагогов в эти же годы юннатский кружок принялся за озеленение окрестностей села Малое Ибряйкино. Вдоль реки Ерыклы были посажены тополя, ивы, которые и сегодня дают возможность людям отдохнуть от суеты, вволю надышаться свежим воздухом.

Много труда было вложено в благоустройство и озеленение территории школы. Белоствольные берёзки, посаженные юннатами, вот уже более 30 лет украшают ее. Кроме того, ребятами был разведен и фруктовый сад: яблони, черешни, торн. В настоящее время фруктовые деревья не только украшают школьную территорию, но дают яблоки для школьной столовой.

Юннаты с. Подбельск

Юннатское движение в Подбельской школе зародилось в 70-е годы XX века. Каждое лето ученики помогали Подбельскому лесничеству – высаживали елочки, сосны, австралийский клен, тополя. Ухаживали за ними – поливали, пололи, укрывали от заморозков. Юннаты весной и осенью организовывали субботники по озеленению, участвовали в рейдах «зеленого патруля» (убеждали взрослое население, что посаженные вокруг домов саженцы деревьев надо оберегать).

При старом здании школы был разбит яблоневый сад и пришкольный учебно–опытный участок, на котором трудились юннаты под руководством Ибряшкиной Натальи Петровны и Кудашкина Владимира Сергеевича. Кабинеты и школьные коридоры просто утопали в комнатных цветах.

Юннаты с. Нижнее Аверкино

В истории Нижнеаверкинской школы упоминается, что в 1950 году юннатским кружком руководил учитель биологии К.С.Китаев. На протяжении многих лет в школе передавались традиции воспитания трудом. С самого раннего возраста не только родители ребенка учили его любить землю: пахать, сеять, убирать урожай, приучали ухаживать за домашней животинкой. В общем, готовили смену, которая могла бы в дальнейшем заменить взрослых на поле, огороде, хозяйстве. Эта школа уникальная в своем роде, так как являлась единственной в районе, имеющая подсобные хозяйства. В 1984-1993 годах здесь реально функционировал и развивался первый и последний в истории Похвистневского района школьный ученический кооператив «Пионер». Он был зарегистрирован со всеми вытекающими правами, обязанностями и налогами.

За время существования кооператива 60 школьников находились в условиях реальных трудовых связей. …Ребята выращивали рассаду овощей, лук, кроликов, гусей, кур, уток. Члены кооператива совместно с учителями построили теплицу, кирпичное здание птицефермы, бетонное овощехранилище.

Объединение «Юный фермер» включало в себя два направления – овощеводство и пчеловодство. В 1988 году силами учащихся была построена односкатная зимняя теплица. В теплицы были устроены стеллажи для рассады, имелись посевные ящики. Полезная площадь стеллажей 25 квадратных метров. Со дня основания теплицы основными видами деятельности являлись: выращивание лука на зелень, укропа, петрушки, рассады томатов, перцев, капусты.

«В 1993 году нам предложили реорганизоваться в акционерное общество - вспоминал директор Вячеслав Никитович Малышев - так как кооператив в рамки законодательства не укладывался. Но создание АО при школе невозможно и кооператив пришлось закрыть».

Однако «Пионер» просуществовавший несколько лет, оставил свой след в школе. На заработанные ребятами деньги были закуплены инструменты для работы, комплекты для ВИА, кукольного театра, организованы бесплатное горячее питание и различные досуговые мероприятия. К тому же ученики научились считать доходы, затраты, платить налоги. Каждый из них имел свои планы построения частных предприятий после окончания школы.

В 1994 году ГУО и РОО объявили о потребности региона и района в фермерских школах. Нижнеаверкинская школа в числе 19 образовательных учреждений Самарской области подала заявку. По крупицам собиралась информация о реализации новшеств в сельской школе со своими традициями.

В 1996 году школу посетили начальник ГОУ Самарской области Е.Я. Коган, глава Похвистневского района А.И. Ларионов, заведующая отделом образования Похвистневского района Л.Л. Яковлева. Они одобрили концепцию, заинтересовались собранным опытом. И в 1998 году школа одной из первых прошла государственную аттестацию, получила лицензию на обучение детей и осуществление начальной профессиональной подготовки по сельскохозяйственному профилю.

Нижнеаверкинские школьники работали в 8 мини-фермерских ученических хозяйствах по интересам и получали реальную заработную плату. Действовали птицеферма (гуси, утки, куры), инкубатор по выводу молодняка, пасека, теплицы (зелень, цветы, рассада овощей, огурцы, томаты), пекарня (хлеб, булочки), торговая точка (реализовывалась продукция подсобных хозяйств), было 5 гектаров земли (картофель, зерновые культуры, сено), овощеводство на пришкольном участке (0,75 га), издательство внутришкольной газеты «Вестник школы».

В Нижнеаверкинской школе учащиеся не просто получали образование, но и приобретали трудовые навыки: по окончании школы выпускники получали не только аттестат о среднем образовании, но и удостоверение фермера, обладающего специальностями водителя, тракториста, бухгалтера, растениевода, животновода, пчеловода.

Юннаты с. Среднее Аверкино

Осенью 1946 года после войны в родное Среднее Аверкино вернулся Андреев Николай Иванович. Он был принят в школу учителем биологии и проработал в ней 40 лет. Благодаря его стараниям выросла роща вокруг школы. При нем началась борьба с оврагами, эрозией почвы. По берегам речки, протекающей вдоль села, вместе с учениками высадил много ив. Многие его ученики поступали в сельскохозяйственные институты. Один из его учеников, Юрий Николаевич Храмков, неоднократный призер олимпиад по химии и биологии среди школьников, продолжил его дело. По окончанию Куйбышевского пединститута был назначен директором Станции юных натуралистов Похвистневского района. Отработав год, стал работать в родной школе учителем и заведовал учебно-опытным участком. Поддерживал связь с Областной станцией юных натуралистов, КСХИ, КГПИ. Получали семенной материал из лаборатории КСХИ. На участке выращивалась коллекция полевых культур и проводили опыты по созданию гибридных сортов кукурузы. Круглый год работала теплица, в которой выращивали зеленый лук, укроп, петрушку, а также цветы и рассаду овощей. Ежегодно в школьную столовую сдавалось 250 кг лука репчатого, 300 кг моркови, 120 кг столовой свеклы, фасоль, томаты, капуста. Школьный участок славился своими клумбами.

Похвистневская СЮН

Первое документальное упоминание о Станции юных натуралистов нашли в бухгалтерских документах – смета расходов на 1983 год была неполной и включала в себя статьи расходов на зарплату, на отчисление с заработной платы и канцелярские товары. А с 1984 года – полноценная годовая смета расходов. 10 августа этого года первым директором СЮН назначен Юрий Николаевич Храмков. Методистом стала Анна Тимофеевна Люлякина. В этом же 1984 году началось строительство двухэтажного здания станции юных натуралистов. Его строили на долевых началах хоз. способом отдел народного образования Похвистневского района и Похвистневская межхозяйственнная лаборатория. Сметная стоимость здания составила 41,5 тыс. руб. Биологическая лаборатория затратила на приобретение стройматериалов, оплату работ 11556 руб., что подтверждается документально. В данной лаборатории должна была вестись работа по обработке семян сахарной свёклы лазером, для этого закупили специальное оборудование. Так же была построена теплица, в которой педагоги и ученики городских школ выращивали огурцы на продажу в киосках.

Работу станции с 1985 года возглавляли Т.Д. Саярова и А.Т. Люлякина, а с 1987 года руководила Л.Т. Клыкова. В школах от станции кружками занимались Е.И. Семенова, А.А. Ермаков и В.Н. Баландина, их воспитанники неоднократно награждались медалями на ВДНХ.

1990 году здание СЮН передали на баланс РОНО, а биологическая лаборатория закрепила за собой второй этаж и возместила отделу народного образования 10 тыс. руб.

26 октября 1995 года зарегистрировано юридическое лицо «Станция юных натуралистов», а 11 апреля 2002 года его ликвидировали с целью оптимизации работы учреждений дополнительного образования и в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Постановлением Правительства от 22.02.1997 г. №212. Всё это время директором являлась Г.И. Аверьянова, методистом Татьяна Егоровна Яхаева.

С 1 февраля 2002 года в Центре внешкольной работы открыто эколого-биологическое направление, в связи с этим внесены поправки в Устав учреждения.

Современные юннаты

С этого времени данное учреждение не раз реструктуризировалось. Но независимо от смены названия, местоположения и статуса юннатское направление было сохранено и развивается до сих пор. На протяжении 20 лет Центр внешкольной работы «Эврика» ведёт целенаправленную работу естественнонаучной направленности в объединениях образовательных учреждений Похвистневского района. Руководила в то время учреждением Галина Александровна Потапова, методистом по эколого-биологическому направлению была Наталья Викторовна Иванякова, при которой произошло слияние СЮН и ЦВР в одно учреждение. В феврале 2003 года возглавила Центр внешкольной работы Евгения Николаевна Петрянкина. При смене руководства Наталья Иванякова так же работала по своему профилю. Она организовала методическую помощь педагогам дополнительного образования в определении содержания, методов и средств обучения, вела аналитическую работу, проводила семинары и конференции.

Как результат её деятельности был создан банк положительного опыта работы на пришкольных участках Похвистневского района. При ее участии ЦВР пополнил библиотеку методическими пособиями по организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

При активном участии Натальи Викторовны установилось тесное сотрудничество с ФГУ «Похвистневский лесхоз», районной станцией защиты растений ФГУ Самарской области, Самарской Государственной сельско-хозяйственной Академией. Были разработаны положения о эколого-биологических конкурсах, которые стали традиционными. Ежегодно обучающиеся участвуют в различных мероприятиях: творческий конкурс «Юный исследователь окружающей среды», конкурсы детского творчества «Зелёная планета», «Зеркало природы» и «Моё любимое животное», Олимпиада по прикладной биологии для старшеклассников, «Экотропы». Организуют и принимают участие в многочисленных экологических акциях «Очистка родника», «Клумба», «Чистая улица», «День птиц», «Час Земли», «День воды» и других. Продолжила и усовершенствовала методику проведения данных мероприятий методист Татьяна Егоровна Яхаева, которая приняла эстафету от Н.В. Иваняковой в 2011 году.

Татьяна Яхаева была одним из инициаторов альманаха «ЭКО-ТЕРРА», который содержал результаты работы эколого-биологического образования и воспитания подрастающего поколения, а так же лучшие творческие работы победителей и призёров естественнонаучных конкурсов.

Татьяна Егоровна представила на областной конкурс «Юннат» регионального этапа Всероссийского конкурса «Трудовые объединения учащихся в условиях модернизации образования», опыт работы по формированию предпрофильных компетенций, где получил высокую оценку и была приглашена на очный этап в столицу России, на котором Т.Е.Яхаева достойно представила Центр внешкольной работы «Эврика».

Одним из важных направлений работы Центра является профориентационная деятельность по сельскохозяйственному профилю. В 2014 году в ЦВР «Эврика» был разработан проект «Хочу стать Хозяином Земли, пусть меня научат». Данный проект рассчитан на старшеклассников 9-11 классов, которые планируют связать свою жизнь с сельским хозяйством. Вся деятельность по проекту подчинена главной задаче - внедрению модели взаимодействия по профориентационной работе по сельскохозяйственному профилю образовательных учреждений, заинтересованных структур и организаций на их производственной базе. Был заключён трехсторонний договор между муниципальным районом Похвистневский, СГСХА и Северо-Восточным управлением министерства образования и науки. Этим договором предусмотрено обучение в агроклассах по программе, разработанной в СГСХА, посещение предприятий АПК Похвистневского района, участие преподавате¬лей СГСХА в качестве членов жюри в профильных конкурсах.

С сентября 2015 года на базах сельхозпредприятий Похвистневского района функционируют 6 агроклассов.

В рамках профориентационной работы совместно с АПК м.р. Похвистневский и СГСХА с октября 2015 года проводятся встречи «День карьеры» на базе КФХ «Исхаков К.Б.», где дети знакомятся с крестьянско-фермерскими хозяйствами. С этого же года для старшеклассников округа уже традиционным стал конкурс «Вождение колёсного трактора».

С 2007 года Центр внешкольной работы «Эврика» принимает участие в ежегодном региональном конкурсе «ЭкоЛидер». В 2010 году ЦВР «Эврика» награждён дипломом 3 степени «ЭкоЛидер – 2009». В 2011 году в номинации «Средства массовой информации» Центр награжден специальным дипломом за экологическое просвещение подрастающего поколения «ЭкоЛидер – 2010».

В 2011 году авторский коллектив «Эврики» награждён дипломом лауреата IX Областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей за программу «Азбука Земли».

В 2012 году ЦВР «Эврика» награждён дипломом 3 степени «ЭкоЛидер – 2011».

В 2014 году награждён дипломом 3 степени «ЭкоЛидер – 2013».

В 2016 году Центр внешкольной работы стал победителем, заняв 1 место в региональном конкурсе «ЭкоЛидер-2015».

В 2017 году «Эврика» заняла 2 место в региональном конкурсе «ЭкоЛидер-2016».

Большая работа по экологическому воспитанию проводится в объединении «Флора» ЦВР «Эврика» - филиала ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск, руководителем которого является педагог дополнительного образования Светлана Ивановна Пичугина на базе ГБОУ СОШ с. Старый Аманак (призёр областного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Естественнонаучная и туристско-краеведческая», 2015 год). Её дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Флора» является авторской, в которой объединены несколько предметов: «Экология вокруг нас», «Аранжировка цветов», «Флористика», «Конструирование из природного материала», «Декоративно-прикладное творчество».

Слово о наставниках

Пичугина Светлана Ивановна активный участник методической деятельности учреждения. В 2010 году авторская образовательная программа «Флора» участвовала в региональном конкурсе образовательных программ (г. Киров). В 2011 году она заняла 2 место в областном конкурсе профилактических программ. Ежегодно с 2008 года Светлана Ивановна входит в состав членов жюри секции социальных проектов районного Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской», два последних года (2016 и 2017) была членом жюри областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости.

В объединении «Флора» обучающимися были разработаны и реализованы одиннадцать проектов социальной и исследовательской направленности. В их числе проект «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в верховьях реки Аманак», который был направлен на изучение растительности и животного мира на данной территории. С этим проектом обучающиеся объединения «Флора» были приглашены в феврале 2014 года. на расширенное заседание комиссии по экологическому воспитанию молодёжи и охране окружающей среды общественного молодёжного парламента в Самарскую Губернскую Думу, чтобы поделиться опытом проведения информационных и просветительских акций и кампаний, связанных с охраной природного и культурного наследия.

В филиале ЦВР «Эврика» действуют объединения «Экологический» и «Овощеводство» на базе ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино - 16 лет под руководством педагога дополнительного образования Илузы Иброгимовны Азамовой. Обучающиеся Азамовой ежегодно занимают призовые места в конкурсе «Юный исследователь окружающей среды» в рамках районного Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской», в областном конкурсе сельскохозяйственных профессий «Хозяин Земли», в районном конкурсе «Юннат», в окружном фестивале исследовательских проектов «Первоцвет», в областной научной конференции школьников, секция «Биология. Ботаника». Илуза Иброгимовна является победителем в номинации «Растениеводство» и «Экология» в областном фестивале педагогов работающих с одаренными детьми. Ребята с Илузой Иброгимовнной исследуют реку Большой Кинель, пруды села Новое Мансуркино: Сабантуй и Николайка. Проводят пробы и замеры запаха, цветности, мутности, температуры воды, растворенного кислорода, pH, изучают живую флору и фауну водоемов с целью повышения общественной осведомленности и участия в охране качества воды. Результаты исследований оформляются в работы, которые представляются на различные конкурсы.

Обучающиеся объединения «Экологическое» ведут свой блог «Мы с природой на ВЫ» http://nmansurekolog.blogspot.com/ в котором активно обсуждают экологические проблемы своего села и Похвистневского района в целом.

Илуза Азамова за свой многолетний труд и успехи в области дополнительного образования награждена Благодарственным письмом за большой личный вклад в работу по привлечению учащихся к реализации идей рационального природопользования, выданный ГОУ ДОД Федеральным детским эколого-биологическим центром Москвы.

18 лет Нурия Миргалифяновна Мамышева работает педагогом дополнительного образования в ЦВР «Эврика» - филиала ГБОУ СОШ им Н. С. Доровского с. Подбельск. На протяжении многих лет участники объединений «Школа эколога» и «Юные лесоводы» являются победителями и призерами всероссийских, региональных, окружных, муниципальных конкурсов, конференций, слетов. В конкурсе «Хозяин Земли» юные экологи стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи. Нурия Миргалифяновна является активным участником профессиональных конкурсов. В октябре 2012 года стала победителем IV конкурса «Лидер школьного биоэкологического образования Самарской области» в номинации «Педагог дополнительного образования» и стала участницей конкурса «ЭкоЛидер – 2016» в номинации «Энтузиаст».

Обучающиеся объединений осуществляют проектную деятельность: закладывают опыты и наблюдают за ними, анализируют влияние различных условий на выращивание сельскохозяйственных культур на учебно-опытных пришкольных участках.

Ими славится Похвистневская земля

Многие юннаты на радость своим наставникам стали учителями биологии, агрономами, зоотехниками, возглавили сельскохозяйственные предприятия. Про одного из своих учеников воспоминает учитель биологии Валентина Николаевна Баландина: «Денщиков Серёжа был целеустремлённым и настойчивым учеником. Вникал в суть проблемы, любил точность и конкретность. Мальчику по любому вопросу нужна была доказательная база. Он мог поспорить с учителем и отстоять свою точку зрения».

Денщиков Сергей Иванович родился 26 мая 1963 г. в с. Савруха Похвистневского района Куйбышевской области.

Образование: высшее.

Окончил агрономический факультет Куйбышевского сельскохозяйственного института в 1986 г.

Трудовая деятельность:

сентябрь 1980 г. - июль 1981 г. – разнорабочий отделения № 5 совхоза «Северный ключ»;

сентябрь 1981 г. - май 1986 г - учеба в Куйбышевском сельскохозяйственном институте;

май 1986 г – июль 1987 г. – агроном отделения № 1 совхоза «Северный ключ»;

июль 1987 г. – январь 1990 г. – старший агроном отделения № 1 совхоза «Северный ключ»;

январь 1990 г. – октябрь 1999 г. – управляющий отделения № 1 АОЗТ «Северный ключ»;

октябрь 1999 г. – август 2015 г. – председатель ЗАО «Северный ключ»;

с августа 2015 г. – генеральный директор АО «Северный ключ».

Награды:

2002 г. - награжден Дипломом Самарской Губернской Думы

2006 г. – награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

2007 г. – награжден нагрудным знаком «За труд во благо земли Самарской»;

2009 г. – присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации»;

2013 г. - награжден нагрудным знаком «За заслуги перед Самарской областью»;

2017 г. – награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации;

2018 г. - награжден Почетной грамотой Самарской Губернской Думы

Семейное положение: женат, имеет двоих детей.

Является членом комитета по местному самоуправлению и комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской Губернской Думы.

Член фракции «Единая Россия» в Самарской Губернской Думе шестого созыва. [7]

Александр Иванович Ларионов родился 4 апреля 1957 года.

До 9 класса учился в средней школе Александровского района Оренбургской области, 10 класс закончил в Подбельской школе Похвистневского района.

С раннего возраста вместе с одноклассниками Саша ходил чистить родники, собирать веточный корм для скота, с особенным удовольствием ухаживал за лошадьми. Юному Саше очень нравилась биология, любовь к которой привила учитель Ибряшкина Наталья Петровна.

После окончания Подбельской средней школы, службы в рядах Советской армии и учебы и Куйбышевского сельскохозяйственного института по специальности зоотехния, Александр стал зоотехником в совхозе Подбельский. В 1982 году учебно-производственная бригада Подбельской школы помогала совхозу – ребята ухаживали за телятами, доили коров, выращивали сахарную свёклу.

В конце 80-х начале 90-х годов Александр Иванович избран председателем колхоза имени ХХ партсъезда в с. Большая Ёга, а затем руководил Управлением сельского хозяйства всего района. С декабря 1996 года по 2011 год А.И. Ларионов возглавлял муниципальный район Похвистневский.

Александр Иванович защитил диссертацию кандидата сельскохозяйственных наук при Оренбургском государственном аграрном университете.

В 2010 году Указом Президента РФ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Имеет звание «Заслуженный работник государственной службы Российской Федерации».

В 2011 году был избран депутатом Самарской Губернской Думы, возглавлял комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской Губернской Думы.

В декабре 2012 года Александр Ларионов назначен на должность министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Деятельность Ларионова А.И. отмечена почётным знаком губернатора «За труд во благо земли Самарской».

Самарская Епархия удостоила Александра Ларионова Серебряного Знака Святителя Алексия Митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца «За труды во благо Святой Православной церкви».

Александру Ларионову вручены знаки РФ «За сбережение и приумножение лесных богатств России», а также «За милосердие и благотворительность» от Министерства образования и науки РФ, «За развитие физической культуры» от министерства спорта РФ.

В 2006 году – лауреат Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий», за высокие достижения и развитие становления местного самоуправления России.

Традиции, которые складывались юннатскими поколениями в Похвистневском районе полностью сохранены. Современный юннатский опыт рождает новые традиции, которые приносят результат в наш мир.

Педагоги-биологи внедряют передовые образовательные технологии в учебно-воспитательный процесс. Пока живут такие хозяева Земли юннатское движение будет жить.

 

Статья написана на основе архивных документов, предоставленных архивным отделом муниципального района Похвистневский, использованы материалы из архива ЦВР «Эврика» - филиала ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск, а так же воспоминания и личные архивы Ю.Н. Храмкова, Л.Т. Клыковой, Л. М. Сапуновой, А.И. Ларионова, В.Н. Баландиной, А.П. Абаниной, Г.А. Потаповой, Т.Г. Апанасовой, Е.А. Арлановой, С.И. Пичугиной, Т.П. Потаповой, Е.Н. Петрянкиной, А.И. Забелиной и жителей Похвистневского района

Е.Н. Петрянкина, Н.А. Егорова, Ю. И. Тихонова, И. В. Казакова.

#Регион, #100летюннатам
 
 
 

Минобрнауки РФ

 

Минобрнауки Самарской области

 

ФДЭБЦ

 

Зелёная планета

 

ЦПО

 

Минлесхоз Самарской области

 

Минсельхоз Самарской области

 

Госуслуги