Самарская Лука

 

Жигулёвский заповедник

 

Самарский зоопарк

 

Кафедра биологии, экологии и методики обучения ФГБОУ ВО СГСПУ

 

Самарская областная детская библиотека

 

90 лет юннатскому движению
Самарской области

Северный образовательный округ

История юннатского движения в Самарской области ведет отсчет с марта 1928г., с появления распоряжения Самарского губернского отдела народного образования «О внешкольной работе среди детей и подростков».

Первый виток становления юннатского движения в Сергиевском районе пришёлся на 50-70 годы прошлого столетия. Инициатором создания юннатских кружков в те годы была Тамара Артуровна Чиркова, учитель биологии Сергиевской школы. Колоссальная работа была проделана Тамарой Артуровной и её учениками, обычными школьниками. Ребятами был заложен прекрасный яблоневый сад, велась селекционная работа по выведению новых сортов кукурузы, картофеля, выращивалось огромное количество разнообразных цветов. Эта кропотливая работа была достойно оценена на областном и Всероссийском уровне. Многие ребята становились победителями областных сельскохозяйственных слётов и выставок ВДНХ в Москве и были награждены медалями и ценными подарками (Кузовёнкова Н., Ларина Г., Булычёва С., Баракан И., Балеха В. и др.) В юннатском движении особое внимание уделялось ориентированию молодёжи на выбор сельскохозяйственных профессий. Многие ученики Тамары Артуровны стали учителями биологии, агрономами, и пронесли по жизни любовь к труду и земле.

Из воспоминаний Кузовёнковой (Саблиной) Н., выпускницы 1963г.: «Наша школа стояла на пустыре. Благодаря Чирковой Т.А. все изменилось: участок превратился в райский уголок. Появилась аллея деревьев им. Н. Островского, появился сад, опытные участки, где мы, юннаты, применяли передовые методы агротехники и получали высокие урожаи овощей.

По заданию Куйбышевской станции юннатов несколько лет мы изучали действие препарата «ТУ» на урожай томатов. Лично я провела опыт на тему «Экономическая эффективность применения препарата «ТУ» при выращивании высокого урожая томатов». Результат, конечно, был впечатляющий. На опытной делянке, где цветки томатов обрабатывались препаратом «ТУ», урожайность была значительно выше.

Было установлено, что затраты труда на применение препарата невелики и обработка цветков томатов препаратом дает прибавку урожая на 15-25 %.

Каждый юннат вёл дневник. В нём записывал наблюдения за развитием растений, подводил итоги опыта. Ежегодно мы проводили «День урожая», на нём мы отчитывались о проделанной работе на участке. К нему готовили выставку овощей, фруктов, злаков, цветов и изготовленных нами наглядных пособий для уроков».

Из воспоминаний Дюбиной (Грузовой) Н., выпускницы 1971 г.: «Большинство юннатов класса были цветоводами. Мы изучали и разводили комнатные цветы в биологическом кабинете. Их у нас было много, и они были ухожены. Позже (это было уже без нас) цветочные горшочки стояли на высоких красивых подставках. Это был райский уголок.

Эту работу с цветами мы продолжали на опытах по грунтовому цветоводству. Мы проводили сортоизучение флоксов и гладиолусов, выведенных студентами Куйбышевского пединститута. Присланные кафедрой сельского хозяйства гибридные семьи состояли из взрослых клубнелуковиц и мелких деток. Задача наша заключалась в том, чтобы выявить лучшие формы (по цветению), описать их, а затем размножить как чистые линии, как новые ценные сорта. Каждый юннат вёл свой дневник, в нем вёл записи наблюдений за каждым растением. Записывал длину растения и его соцветий, окраску соцветия, срок цветения, делал зарисовки. Осенью мы анализировали результаты своей работы, обобщали наблюдения, подводили итоги опытов, оформляли дневники. Наши дневники вместе с экспонатами отправляли на ВДНХ в Москву. В течение 11 лет кружковцами нашей Сергиевской средней школы №1 было выведено восемь сортов гладиолусов: «Юбилейный», «Рубин», «Восход», «Бархатный», «Неженка», «Наташа», «Ликующий», «Радость» (отбор вёлся в 1963-1973 г.).

Юннаты организовывали все внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы, биологические декады, месяц леса, праздники (праздник цветов, День птиц).

Каждый год в школе проводился «День урожая». Вот как он прошел 27 октября 1969 года. Воскресенье. Была сделана выставка овощей, фруктов, растений полевого и коллекционного участков цветов. Торжественную часть открывает староста кружка юннатов Оля Никитина. Она предоставляет слово завучу школы А.Д. Баракану. Он поздравил юннатов с традиционным «Днём урожая», поблагодарил за хорошую работу и пожелал успехов в дальнейшей работе и учёбе. С докладом «Итоги работы на пришкольном участке и задачи на 1970 г.» выступила Т.А. Чиркова. Затем выступили юннаты.

Директор школы В.И. Соколов наградил лучших юннатов подарками, а также объявил, что за хорошую работу и большую помощь учёным, ректор Куйбышевского пединститута Симанков Б.М. объявил благодарность и наградил грамотами Чиркову Т.А. и шесть членов кружка.

А потом сцену заняли участники художественной самодеятельности. Концерт начался монтажом «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!». После концерта все участники праздника были приглашены на обед, приготовленный из овощей и фруктов, которые вырастили на участке. Праздник закончился викториной, загадками, играми».

Большой вклад в развитие юннатского движения внес учитель биологии Серноводской школы, краевед, участник Великой Отечественной войны, Петр Дмитриевич Лупаев. На базе школы были организованы: звено растениеводов (занимались зерновыми культурами), звено по выращиванию земляники и др.

Зарождение и становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Северный образовательный округ не остался в стороне и на протяжении многих лет показывает высокие результаты в конкурсах и мероприятиях экологической направленности.

Одним из ярких примеров успешного формирования экологической культуры и воспитания подрастающего поколения является опыт ГБПОУ СО «Сергиевский губернский техникум». Техникум - многопрофильное учреждение, обучение в котором проводится по 11 специальностям. Одним из приоритетных видов деятельности техникума является эколого-биологическое направление, цель которого направлена на организацию системного и комплексного подхода в области экологического образования и воспитания, направленного на формирование экологической культуры и экологического сознания студентов и преподавателей. Работа в данном виде осуществляется по 4 направлениям:

  • получение знаний в области экологии;

  • привлечение студентов к экологической НИС через работу СНО;
  • организация и проведение акций, конкурсов, мероприятий экологической направленности;
  • работа со специалистами в области экологии.

Такая комплексная работа скоро стала давать свои результаты, студенты и педагоги принимают активное участие в различных видах экологической деятельности. Из года в год их количество только увеличивается. Также растёт количество победителей экологических конференций. Ими за последние 8 лет стали 405 человек. На базе техникума в Год экологии была проведена областная НПК. С каждым годом растёт количество победителей Всероссийского и Международного уровня, студенты становятся неоднократными победителями очных конкурсов в г. Москва.

Техникум принимает ежегодное участие в региональных экологических карнавалах, проводятся различные мероприятия и акции. В рамках акции «Ненужную бумагу - на нужное дело!» было собрано 16 т макулатуры, произведена уборка лесопарковых и водоохранных зон на территории района и за его пределами, а также «Национальный день посадки леса», уборка родников, экскурсии на очистные сооружения и ФНС, «Экологическая зарница». Результаты своей работы техникум ежегодно представляет на региональном конкурсе «ЭкоЛидер» в номинации «Образовательное учреждение», где в течение пяти лет становится победителем, и на протяжении семи лет становится победителем в районном конкурсе «Дни защиты от экологической опасности».

Ежегодно проходят встречи с представителями Сергиевского лесничества и экологических служб. Проводится благоустройство и озеленение территорий. О результатах деятельности техникума размещается информация в СМИ: «Комсомольская правда», журнал «Самарские судьбы», журнал «Первый» Самарская губерния, областная газета «Образование», «Сергиевская трибуна», канал «Губерния», ТВ «Радуга-3», сайт техникума.

Такая деятельность невозможна без педагога энтузиаста и новатора. Наталья Юльевна Дюбченко, преподаватель техникума, является победителем областной акции «Народное признание» в номинации «Экология и развитие», и областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Дюбченко Н.Ю. является руководителем СНО, экспертом и председателем жюри окружных экологических конкурсов, проводит мастер-классы, методические объединения, публикует информацию в СМИ.

Большую работу по формированию экологической культуры ведёт СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала. В школе принята программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, целью которой является формирование экологической культуры, осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. В школе реализуется смешанная модель экологического образования: экологизация традиционных учебных предметов, введение программ внеурочной деятельности и дополнительного образования решающих проблемы экологического воспитания обучающихся: «Юный лесовод», «Юный турист», «Юный краевед», «Моя малая Родина», «Клуб «Здоровейка», «Я и общество», «Мир вокруг меня».

В рамках договора о сотрудничестве «Об организации школьного лесничества» от 01 ноября 2016г. с ФГБОУ ВО Самарская ГСХА и ГКУ СО «Самарские лесничества» реализуется программа «Юный лесовод». Преподаватели академии проводят практические занятия по лесоводству, консультируют обучающихся при выполнении исследовательских работ, оказывают методическую помощь обучающимся при подготовке к конкурсам и НПК. Специалисты лесничества также проводят практические занятия с обучающимися, подготовку к областному конкурсу юных лесоводов. Само лесничество существует с 2012 года. За все эти годы детское экологическое объединение «Юный лесовод» стало объединением школьников, педагогов, работников лесной сферы района, увлечённых единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. На базе школьного лесничества сложилась интегративная система экологического образования в школе, в которой численность детей составляет более 60 человек.

Члены школьного лесничества - неоднократные победители и призёры областного конкурса юных лесоводов «Друзья леса», обладатели переходящего кубка «Меч Колесова» (победители с 2013г. по 2017г.). Обучающиеся и педагоги школы принимают участие во Всероссийской экологической акции «Сделаем вместе». По итогам акции эколидеры – волонтеры были отмечены дипломами за активное участие в рамках федерального партийного проекта «Экология России» ВПП «Единая Россия».

За текущий период эколидерами – волонтерами было организовано и проведено много практических дел: очистка родников, посадка деревьев, очистка территории лесопарковой зоны райцентра, изготовление кормушек и скворечников (акция «Покормите птиц»), организация сбора макулатуры в рамках акции «Экокнига» и др. Обучающиеся школы и педагоги в 2017 году собрали более 13 т макулатуры. Азаматов И., ученик 10 класса, стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «ЭкоЛидер» в рамках Акции «Сделаем вместе».

Педагогами школы организуется проектная и научно - исследовательская деятельность при изучении предметов гуманитарного и естественно - научного циклов. В 2017 году обучающиеся выполнили и защитили свои исследовательские работы на международной НПК «Образование. Наука. Профессия» (г. Самара).

Под руководством Зиятдиновой Софьи Раисовны, учителя географии, руководителя Шенталинского школьного лесничества «Юный лесовод», в школе ежегодно проходят Дни науки. Около 50 обучающихся со своими исследовательскими работами участвуют в научно – практических конференциях различного уровня. Исследовательские работы обучающихся публикуются в научных сборниках, в сборнике научных трудов по результатам работы II международной молодежной научно – практической конференции «Молодые исследователи агропромышленного и лесного комплексов – регионам». Ежегодно 98% учащихся участвуют в социальных акциях по благоустройству территории райцентра и школы.

В 2017 году в школе, в рамках совместного договора, заложен питомник. На площади 0,5 га высажены деревья разных пород: сосна, ясень, ель, берёза, клён. Также посеяны семена декоративных пород деревьев и кустарников: каштан конский, карагана, акация, лох серебристый и др.

Ведущим учреждением Челно-Вершинского района по экологическому воспитанию детей является ФДО «Лидер» ГБОУ СОШ с. Девлезеркино. Уже много лет здесь действуют четыре детских объединения: «Цветы добра» (педагог Антипова Л.П.), «Юный эколог» (педагог Усманова Е.Н.), «Росток» (педагог Никитина А.В.), «Мир вокруг нас» (педагог Коннов В.Н.). Объединения принимают участие в областных конкурсах на экологическую тематику: «Зеркало природы», «Родная глубинка», «Моя малая родина», «Моё любимое животное», экологический карнавал, конкурс «ЭкоЛидер», и добиваются хороших результатов.

Коннов Вячеслав Николаевич, учитель биологии высшей категории и педагог дополнительного образования, разработал модель системы экологического образования и воспитания учащихся в рамках биологического и экологического общеобразовательного процесса, которая реализуется уже на протяжении 18 лет (рис. 1).

Контингент учащихся – основная образовательная ступень общеобразовательной школы. Реализация дополнительной образовательной программы осуществляется в комплексе с основной программой биологического образования. Данный вид деятельности осуществляется на основе авторской дополнительной образовательной программы биолого-экологического кружка «Мир вокруг нас», рассчитанной на 5-летний цикл. Помимо углублённой общетеоретической подготовки, основное место в данной программе отводится реализации различных индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера. Кружковцами были выполнены крупные групповые краеведческие проекты: «Исследования видового состава флоры Челно-Вершинского района Самарской области», «Бабочки Челно-Вершинского района», «Земноводные и пресмыкающиеся Челно-Вершинского района», «Начни с себя!», «Красная книга Челно-Вершинского района», природоохранный социально-экологический проект «Проблемы охраны окружающей среды Челно-Вершинского района».

Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в условиях общеобразовательной школы.

На сегодняшний день успешный опыт работы по формированию экологической культуры детей демонстрирует ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» им. Героя Советского Союза Ганюшина П.М. с. Сергиевск. Под чутким руководством Алексеевой Елены Петровны, руководителя клуба экологов, учащиеся исследуют флору охраняемых территорий, производят уборку от бытового мусора, выявляют проблемные точки, распространяют полученную информацию среди населения через публикации в районной газете, через социальные сети, тематические сайты.

Елена Петровна является автором-составителем книги «Голубое озеро», в которой системно изложена информация о памятниках природы Сергиевского района. С 2006 года Елена Петровна занимается экологическими проектами, которые занимают призовые места во Всероссийском проекте «Созидание и творчество» и Всероссийском конкурсе «Человек на земле».

Стоит отметить ещё одного педагога Сергиевской школы №1- Ибрагимову Минсалиху Абдулловну, которая уже на протяжении 15 лет преподаёт уроки «Социальное проектирование» в старших классах. Учащиеся разрабатывают и осуществляют социальные проекты, среди которых значимое место занимают экологические акции и исследования, экологические мероприятия.

Минсалиха Абдулловна организовывает экологические десанты к озеру Банное и вдоль реки Сок в окрестностях села Сергиевск. Учащиеся участвуют в муниципальных конкурсах «Дни защиты от экологической опасности», в конкурсах социальных проектов «Я гражданин» (на областном этапе ежегодно занимают призовые места). Экологическая работа учащихся регулярно освещается в районной газете.

Особое внимание стоит уделить Малиновскому Николаю Павловичу, учителю химии и биологии в Старо-Якушкинском филиале ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск. Депутат собрания представителей м.р. Сергиевский, депутат Самарской области, Николай Павлович ведёт активную работу по сохранению памятников природы, расположенных близ с. Старое Якушкино. В любое время года проводит экскурсии к памятникам, организовывает этнотуристические мероприятия для гостей с помощью местного фольклорного коллектива. Сотрудничает с дайверами и спелеологами г. Самары и г. Тольятти. Организовывает уборку территории от мусора.

На территории Северного округа активный интерес в экологическом направлении проявляют не только педагоги и обучающиеся, но и маленькие экологи-исследователи детских садов. Так, например, в СП д/с «Теремок» ГБОУ СОШ № 1 п.г.т. Суходол на протяжении многих лет приоритетным направлением деятельности является формирование предпосылок экологической культуры у дошкольников. Для решения задач этого направления в детском саду накоплена богатая методическая база, в образовательной деятельности педагогами используются современные педагогические технологии, организована соответствующая предметно – пространственная развивающая среда.

За последние годы:

  • создан виртуальный музей на сайте детского сада;
  • создана эколого – краеведческая комната;
  • создан образовательный терренкур на территории детского сада;
  • обогащена предметно – пространственная среда групповых комнат.

В рамках сотрудничества с Сергиевской ТРК «Радуга - 3» выходит совместная детская передача экологической направленности «Теремок знаний».

Григорьева А.С., Авдонина Е.М., Миронова Т.С. - это педагоги – экологи, которые реализуют данное направление и являются новаторами, инициаторами преобразований в детском саду. Благодаря чуткой работе Григорьевой Алёны Сергеевны, воспитанники занимают призовые места в таких мероприятиях, как:

  • проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» VII Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания» (диплом победителя, 2017г.);
  • конкурс детских экологических плакатов Международной конференции «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор сохранения всемирного наследия» г. Отрадный (воспитанник Пимонов Артём, диплом III степени, 2016г.);
  • региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» (дипломы I, II, III степени, 2018 г.).

Приоритетное направление деятельности СП детского сада «Ветерок» ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск – экологическое образование дошкольников. Цель экологической деятельности: создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания посредством участия в экологических проектах и экспериментировании.

В СП д/с «Ветерок» реализуются авторские программы экологической направленности:

  • «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания посредством участия в экологических проектах и экспериментировании», авт. Тихонова С.В., Родионова Л.В., Бутахина Е.А.;
  • «Маленькие исследователи», авт. Луканчева С.Н., Сазанович Е.Ю.;
  • «Одуванчик», авт. Русина С.А.

В детском саду создана эколого-развивающая среда: это уголки природы, мини-лаборатории. На участке детского сада созданы: экологическая тропа, «Зелёная аптека», опытно-экспериментальная площадка «Колосок», игровые площадки с оригинальными композициями из бросового материала, мини-огород «Кормилец», «Птичья столовая» (зимний период).

Активно используется метод проектной деятельности: это как долгосрочные экологические проекты: «Наша чистая планета», «7 чудес Сергиевской земли», «Наш дом – Земля», «Будь природе другом», «Наш детский сад в цвету», так и экологические мини-проекты: «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок», «Маленькие садовники», «Водоём», «Зелёная аптека», «Мы и природа вокруг нас».

Среди форм экологического образования дошкольников - природоохранные акции, опытно-экспериментальная деятельность, игры-эксперименты, экологические экскурсии и экспедиции; театральная технология (разработка и постановка экологических сказок); организация выставок экологической тематики.

В 2016-2017 учебном году СП детский сад «Ветерок» работал в рамках окружной опорной площадки по направлению «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания посредством участия в экологических проектах и экспериментировании».

На протяжении ряда лет детский сад «Ветерок» - участник ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер» в номинации «Образование» «Дошкольное учреждение». Активный участник и неоднократный призёр муниципальных конкурсов: «Дни защиты от экологической опасности», «Чистый взгляд на родную природу», «Сергиевск в цвету».

СП детский сад «Ветерок» - победитель окружного этапа областного конкурса ДОУ «Детский сад года» в номинации «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» (2017г.); неоднократный участник районных, региональных, общероссийских акций: районная акция «Весенняя неделя добра»; областная экологическая акция по сбору макулатуры «ЭКО-КНИГИ»; областные экологические акции «День птиц» и «День Земли»; Всероссийская детская акция «С любовью к России мы делами добрыми едины».

Воспитанники детского сада - победители и лауреаты областного форума «Зелёная планета», участники и призёры областного конкурса детского рисунка «Моё любимое животное». Педагоги – активные участники окружных, областных и Всероссийских фестивалей, семинаров, методических объединений, конференций в области экологического образования, таких как Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания», Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Проблемы модернизации Российского образования на компетентностно-ориентированной основе в рамках реализации ФГОС» и др.

Свой опыт работы по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» воспитатели детского сада «Ветерок» транслируют в печатных изданиях: журналах «Ребёнок в детском саду» и «Воспитатель».

Благодаря инновационному опыту, передовым технологиям, профессионализму педагогов и всего коллектива СП «Детский сад «Ветерок»» успешно решает задачу экологического образования.

Северный образовательный округ на сегодняшний день является единым образовательным пространством, консолидирующим ресурсы развития 43 общеобразовательных школ, 28 детских садов, пяти структурных подразделений дополнительного образования и одного учреждения среднего профессионального образования. На сегодняшний день в округе ведётся активная работа по формированию экологической культуры детей. Так в ежегодном региональном конкурсе «ЭкоЛидер», который проходит с 2000 года и с каждым годом набирает всё большую популярность, с 2006 года участвуют и представители Сергиевского района. За это время муниципальный район дважды становился «ЭкоЛидером» и неоднократно награждался Дипломами I и II степени. В 2017 году на участие в конкурсе от Сергиевского района было подано 6 заявок. На победу претендовали: муниципальный район, ГБПОУ СО «Сергиевский губернский техникум» и четыре детских сада – «Теремок» и «Алёнушка» (п. Суходол), «Ветерок» (с. Серноводск), «Петушок» (п. Сургут).

Жюри высоко оценило деятельность Сергиевских образовательных учреждений в сфере экологии. Детский сад «Теремок» удостоился Благодарственного письма министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, а губернскому техникуму присуждено почётное 1 место в номинации «Учреждение профессионального образования».

Е.Н.Бабушкина, Е.В.Аргунова.

#Регион, #100летюннатам
 
 
 

Госуслуги

 

Минобрнауки РФ

 

Минобрнауки Самарской области

 

ФДЭБЦ

 

Зелёная планета

 

ЦПО

 

Минлесхоз Самарской области

 

Минсельхоз Самарской области

 

Госуслуги