Самарская Лука

 

Жигулёвский заповедник

 

Самарский зоопарк

 

Кафедра биологии, экологии и методики обучения ФГБОУ ВО СГСПУ

 

Самарская областная детская библиотека

 

90 лет юннатскому движению
Самарской области

Поволжский образовательный округ

Прекрасен и удивителен окружающий нас мир. Прекрасны и неповторимы бескрайные моря, полноводные реки, высокие горы и зелёные равнины, широкие степи. Удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету. Красота природы радует и вселят в нас новые силы. Но природа хрупка и ранима. Последствия грубого, бездумного отношения к ней могут быть катастрофическими. В современном мире безжалостно загрязняется окружающая природная среда, водоемы становятся непригодными к существованию в них живых объектов, флора, фауна обедняются. Всё это тревожный сигнал, который призывает нас бережно, с любовью относиться к природному миру. В связи с этим первостепенное значение приобретает экологическое образование и воспитание.

В России в начале ХХ в. массовое развитие получило юннатское движение, которое явилось основой современного экологического образования и воспитания. В истории юннатского движения каждое десятилетие имело свои особенности – оно развивалось в соответствии с требованиями времени. В 30-е годы работа кружков юных натуралистов была подчинена учебным и воспитательным целям школы, в послевоенные годы возникает такая форма, как ученические производственные бригады, в 50-х остро встала задача готовить юношей и девушек к трудовой деятельности - получают широкое развитие учебно-опытные участки. В 80-е годы регулярно проходили Всероссийские слёты членов ученических производственных бригад, школьных лесничеств, конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям.

В начале 90-х годов юннатское движение в России наполняется экологическим содержанием. Актуальным становится переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям, формируя у школьников активную жизненную позицию в решении экологических проблем. Продвижение экологических знаний и экологической культуры подрастающего поколения становится залогом безопасного будущего для всего человечества.

В Поволжском образовательном округе экологическое образование является приоритетным направлением в деятельности многих образовательных учреждений. Осуществляется оно в тесной связи учреждениями дошкольного, школьного и дополнительного образования. Основной целью экологического образования является формирование нового типа отношений к природе на основе экологической культуры. В этой связи важной задачей образовательных учреждений стало не только формировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмысленному взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. За последние годы в округе накоплен положительный опыт в формировании системы экологического воспитания, работы пилотных площадок, создании программ дополнительного экологического образования. Сложились традиции волонтерского движения, проведения природоохранных акций, научно-практических конференций, экологических конкурсов. Налажено сотрудничество в рамках социального партнерства с органами власти, бизнеса и общественными организациями, СМИ.

Ведущими учреждениями, занимающиеся экологическим образованием в округе являются ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевска, структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска, структурное подразделение «Детский сад «Кораблик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска, ГБОУ школа-интернат им. И.Е. Егорова, структурное подразделение "Центр Детского и Юношеского творчества» ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ»г. Новокуйбышевска, филиал «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский.

Город Новокуйбышевск, является центром современной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Самарского региона, в котором проблемы экологии крайне актуальны. И решение этих проблем в будущем, во многом зависит от экологической культуры сегодняшних школьников.

В рамках реализации городской целевой программы «Экологическое воспитание и просвещение населения городского округа Новокуйбышевск» в 2007 году на базе Детско-юношеского центра г.о. Новокуйбышевск создано Детское экологическое движение «Юные спасатели природы», цель которого вовлечение учащихся образовательных учреждений и воспитанников ДОУ г.о. Новокуйбышевск в организацию эколого-просветительской деятельности для формирования у подрастающего поколения экологической культуры, чувства ответственности за сохранение качества окружающей природной среды.

Командой единомышленников во главе с Сидюковой Ольгой Викторовной, директором ДЮЦ, были разработаны уставные документы, символика «ЮСП», приобретена единая форма и другие атрибуты Движения, и началась успешная реализация программных мероприятий «Юных спасателей природы».

Высшим органом Движения ЮСП стал Сбор юных спасателей природы. В период между Сборами руководящим органом Движения «ЮСП» был Парламент, который собирался не реже одного раза в месяц. В парламент Движения «ЮСП» вошли представители детских коллективов школ и детских садов г.о. Новокуйбышевск. На основе деятельности Парламента были сформированы комитеты в соответствии с направлениями работы: комитет по организации экологических акций, комитет экологических знаний, комитет «Творчество», пресс-центр, центр ИКТ. Координировала деятельность Парламента методист Центра детского и юношеского творчества Макарова Ирина Евгеньевна.

Специфика деятельности Движения «ЮСП» предусматривала проведение комплекса мероприятий, охватывающих все виды образования (основного общего, дошкольного и дополнительного) и была направлена на установление партнерства в эко-просветительской, эко-культурной и эко-практической деятельности между муниципальными, государственными и общественными организациями, учреждениями, предприятиями, СМИ.

Активисты детского движения стали инициаторами проведения природоохранных акций: «Сохраним живую ель», «Кормушка», «Скво­речник», «Чистый город», «Чистые берега», «Цветочная фантазия». Ежегодный экологический фестиваль «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», конкурс юных изобретателей «Быть полезным природе», конкурсы экологических проектов - все эти мероприятия позволяли школьникам и дошколятам реализовать свой творческий потенциал и участвовать в решении экологических проблем.

«Юные спасатели природы» активно участвовали в конкурсных мероприятиях экологической направленности разного уровня. Главным достижением юных спасателей стали победы в региональном конкурсе «ЭКОЛИДЕР»: 2009 год - дипломант I степени, 2010, 2011, 2012 год -победитель конкурса, 2013 г.- дипломант II степени. В 2013 году стали победителями ежегодной Премии «Экопозитив-2013» в номинации «Инициативы общественных экологических организаций, инициативных групп, гражданских активистов», номинантами областной акции «Народное признание» в номинации «Экология и развитие».

В Движение «Юные спасатели природы» было вовлечено большинство образовательных учреждений г.о. Новокуйбышевск.

Одним из активных участников экологического движения «Юные спасатели природы» является структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск.

Дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. На этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В 2006 году детскому саду был присвоен статус территориальной опорной площадки по формированию экологической культуры в рамках работы городской целевой программы «Формирование экологической культуры населения городского округа Новокуйбышевск». В период 2011 по 2013 год совместно с ГБОУ ООШ № 6 г.о. Новокуйбышевск реализовывался сетевой проект «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального экологического образования».

Педагогический коллектив под руководством Сохиной Натальи Владимировны (заведующий детского сада), создал комплексную систему формирования экологической культуры, направленную на развитие у дошкольников экологического сознания, чувств и природоохранной практической деятельности. В саду экологическое воспитание реализуются через непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты (прогулки, наблюдения, экскурсии, совместная и самостоятельная деятельность и т.д.). В самостоятельной деятельности дошкольники реализуют свои познавательные интересы, выражают впечатления от восприятия природы в рисовании, лепке, аппликации, изготовлении поделок из природного материала, игре. Большое внимание уделяется социально-экологическому проектированию, что позволяет максимально сконцентрировать ресурсы для эффективного решения задач по формированию активной позиции к охране окружающее среды. В детском саду реализовано более 15 экологических проектов и природоохранных акций: «Чистая вода», «Цветы вокруг нас», «Зеленая страна», «Космическая одиссея», «Сбережем нашу землю», «Зеленый мир», «Экологические маршруты», «Сбережем живую ель», «Птицы - наши друзья», «Заповедные места Самарской области», «Водоемы родного края», «Цветочная фантазия» и другие. Большую помощь в проведении природоохранных мероприятий детскому саду оказывает Благотворительный фонд «Виктория».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Основополагающими формами работы являются экологическое просвещение (консультации, выпуск стенгазет, листовок), проведение родительских собраний экологической направленности, участие родителей в праздниках, в совместных с детьми природоохранных акциях, тематических выставках поделок из природного материала и рисунков о природе.

На территории сада и в группах создана современная развивающая эко-среда, оформлены экологические центры, группы пополнились дидактическими пособиями, играми, для обучения детей правилам грамотного поведения в природе, ознакомления с факторами загрязнения окружающей среды, природными закономерностями. Оборудована экологическая лаборатория «Подружись с природой». Вокруг детского сада создана природная среда, которая включает уголки леса, сада, поля, луга, огород, цветники. На участке детского сада оформлена экспериментально-поисковая лаборатория «Страна чудес», включающая метеоплощадку, «Птичий городок», «Поляну пряных трав», «Уголок наблюдений», «Цветочный лабиринт», альпийскую горку и др.

Педагоги детского сада уверены, что огромным воспитательным и образовательным потенциалом обладают игровые мероприятия, где участники могут продемонстрировать не только свои знания о природе, но и поупражняться в умении применять их на практике. В детском саду регулярно проводятся экологические викторины, турниры, спортивно-экологические фестивали: спортивно – экологический праздник «Мы друзья - природы», эколого-спортивный фестиваль «В содружестве с природой, экологическое ток-шоу «Мой город любимый чистый и красивый», экологическая викторина «Прикоснись к природе сердцем», городской детско-родительский эко-квест «По тропинке к «Экологии», наука – шоу «Удивительные секреты природы» и др.

Результаты работы по формированию экологической культуры обобщаются и распространяются педагогами на мастер-классах, семинарах, конференциях не только в городском округе, но и далеко за его пределами. Ярким примером этого служат публикации в журнале «Самара и губерния» статьи «Подружись с природой» (Сохина Н.В., Туртаева И.Ю.), сборнике материалов территориальной ярмарки образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу!» - «Педагогическая копилка авторских дидактических игр экологической направленности для детей с ЗПР» (Митришкина Т.П.), «Картотека подвижных игр экологического содержания» (Смолева Н.С.), выступления на региональном семинаре-совещании «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей» (Туртаева И.Ю.), региональном совещание «Повышение качества экологического воспитания через взаимодействие общего и дополнительного образования» (Туртаева И.Ю.), международной конференции «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор сохранения всемирного природного».

Педагогический коллектив активно участвует в конкурсных мероприятиях экологического содержания разного уровня. С 2003 года стало традицией регулярное участие коллектива в областном ежегодном конкурсе «Эколидер» по распространению положительного практического опыта работы по формированию экологической культуры среди населения Самарской области. С 2003 по настоящее время учреждение принимало участие в данном конкурсе 16 раз: 2003 год – дипломант в номинации «Творческая личность»; в номинации «Образовательное и культурное учреждение» ДОУ становилось участником в 2005, 2007, 2010, 2013, 2014, 2015 годах; в 2006 году – дипломантом 1 степени; в 2008 году – вошло в число победителей и получило диплом 1 степени, в 2009 году учреждение награждено специальным дипломом за системность, в 2011 году детский сад награждён дипломом 1 степени в подноминации «Дошкольное образовательное учреждение», в 2016 году дипломом второй степени.

Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений в работе структурного подразделения «Детский сад «Кораблик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска. Под формированием экологической культуры педагогический коллектив детского сада видит развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.

Экологическая история детского сада началась с создания зимнего сада с разнообразными растениями, оформленными зонами, животными, птицами, рыбками в 2000 году. Зимний сад давал возможность дошкольникам овладевать навыками ухода за объектами, наблюдать за ростом растений и влиянием различных факторов на их развитие. Участвуя в конкурсе «Зимний сад» газеты «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября» в 2005 году детский сад стал финалистом данного конкурса.

В 2007 году были созданы экологические рекреации: лесная, водная и социально-экологическая, в которых оформлены схемы грамотного поведения в природе. В «лесной» рекреации воспроизведен уголок леса (муравейник, растительный мир, насекомые), представлены экологические знаки поведения в природе, а также дидактическая стена с растениями родного края. В «водной» рекреации помещено панно «Морское дно», знаки экологии воды. Социально-экологическая рекреация оснащена моделью отрицательного и положительного влияния человека на природу, а также природоохранные знаки.

Для системного, углубленного экологического воспитания в 2008 году была разработана социально-экологическая программа «Нескучный сад» (авторы Типушкова М.В., Пересыпкина О.К., Зольникова И.П.), которая в 2009 году в муниципальном конкурсе на лучшие разработки и проекты социально-экологической направленности заняла первое место.

С 2009 года экологическое направление в детском саду «Кораблик» курирует Ягич Надежда Владимировна. Она является настоящим энтузиастом движения за сохранность природы, облагораживание территории сада, воспитания у детей бережного отношения к окружающему

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию в саду является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута на природе. Объекты экологической тропы дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. Содержание экологической тропы: метеоплощадка, огород, сад, поле, липовая аллея, рябиновая аллея, альпийская горка, цветочные клумбы, муравейник, лекарственные растения, пряные растения, фитонцидные растения, растения, занесенные в Красную книгу, многолетние и ампельные растения и др.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста традиционным стало проведение экологических акций: Дни защиты от экологической опасности» «Осенний марафон», «День птиц», «Кормушка», «Цветочная фантазия», «Зеленый наряд», «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!»

С 2012 года и по настоящее время команда взрослых и детей активно участвует в экологическом марафоне «Разделяй и властвуй», собирая макулатуру для переработки бумаги. А в 2017 году в рамках реализации окружного социального проекта «Добрые крышечки» прошли благотворительные акции «Подарите чудо», «Поможем бездомным животным» .

Воспитанники сада ежегодно становятся победителями в городском конкурсе «Экошоу». Они исполняют песни о природе, любимом городе, разыгрывают сценки об охране окружающей среды (номинация «Вокал» 1 место - Белякина Лиза, Толкачёва Ангелина, Хазова София, Канаева Александра, Горбатова Полина, Юрина Аня, хореографическая группа «Капелки»- 2 место).

В рамках дополнительного образования по экологическому направлению в учреждении работает кружок «Природа и мы». Участники кружка организовали агитбригаду по пропаганде правил экологически грамотного поведения в природе. Они выступают на различных экологических мероприятиях ДОУ (акции, праздники) и выходят за пределы сада. Каждую весну агитбригада организует субботник по очистке территории, прилегающей к озеру Сакулино, привлекая социальных партнёров, учащихся школы № 19 и студентов ННХТ.

В СП «Детский сад «Кораблик» создана и реализуется система работы по экологическому развитию и воспитанию дошкольников, поэтому ежегодно детский сад становиться победителем региональных и городских конкурсов.

В региональном конкурсе «Эколидер» номинации «Образование» «Дошкольное образовательное учреждение» в 2012, 2014, 2015 года детский сад занимал I место, в 2013 - III место.

В 2013 году детский сад стал победителем областного конкурса «Детский сад года 2013» в номинации в «Гармонии с природой» , в 2017 году - победителем территориального конкурса «Детский сад года 2017» в номинации «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

За активное участие в конкурсе «Зелёный наряд» по озеленению территории образовательных учреждений в рамках городской акции «Дни защиты от экологической опасности» на территории г.о. Новокуйбышевска в 2015 году детский сад «Кораблик» награждён Дипломом департамента экологии г.о. Новокуйбышевска, в 2017 году - II место в конкурсе «Лучшая благоустроенная территория образовательной организации г.о. Новокуйбышевск- 2017».

ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевска одна из первых школ в области обратила внимание педагогического сообщества на проблемы связанные с экологическим воспитанием подрастающего поколения. Ещё в 2001 году педагоги школы задались целью максимально экологизировать учебное пространство. В школе созданы экозоны на базе которых проходят экскурсии, как для учащихся школы, так и для воспитанников детских садов, организовываются практические занятия, дети осознают ранимость природы, непосредственно общаясь с живыми организмами.

В 2011 году - приказом Поволжского управления образования школе присвоен статус территориальной опорной площадки экологической направленности, который школа ежегодно подтверждает.

Основное направление образовательного процесса – интеграция экологии в предметы базисного плана. Интеграция - это 100 % включение в каждый урок, каждого предмета, всех параллелей вопросов экологической направленности связанных с темами календарно-тематического планирования. С 2010 года школа является экспериментальной площадкой по реализации Самарского проекта «Экологические капельки». Ряд педагогов школы (Куликова Т.Н., Пименова М.Н., Боярова М.А., Тупицына М.А.) активно включились в работу по обобщению, систематизации заданий для создания пособий по экологизации предметов математики, истории, географии в 5 – 6 классах; математики, русского языка во 2- 3 классах. Новизна методических пособий - в тематике подобранных заданий. Задания носят познавательный, развивающий, краеведческий, исторический, практический, социальный характер. Вопросы затрагивают основные экологические проблемы: энергосбережение, водосбережение, изменение климата, вторичная переработка сырья и др. Работа в этом направлении приносит результаты. Обучающие школы являются победителями и призёрами многих интеллектуальных мероприятий, олимпиад, учебно-исследовательских конференций разного уровня:

Призёр регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников 7-11 классов по экологии в 2016/17 (Борисов Ю.)

Победители окружного и регионального этапов 1 регионального турнира интеллектуальных игр брейн – ринг «Живая Волга», 2016 г (Алюшев Д., Писарчик В., Азарова Т.)

Победители и призёры территориального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников 7-11 классов по экологии, 2012/13/14/15 г.

Победители и призёры Территориальной учебно-исследовательской конференции «Юные дарования 21 века», секция «Экология», темы 2012/13 «Организмы биоиндикаторы в оценке состояния озёр города Новокуйбышевска», 2013/14 «Влияние биоритмов на умственные способности учащихся», 2016/17 «Комнатные растения в образовательных учреждениях».

Победитель территориальной учебно-исследовательской конференции «Юнивика» в секции экология, тема «Влияние дождевых червей на плодородие почвы», 2016г (Алюшев Д.)

Победитель первого регионального конгресса молодых специалистов, учёных, аспирантов, студентов и школьников «Экологическая безопасность: правовые, технологические, экономические решения», 2017г. (Борисов Ю.)

Молодые педагоги (Трисеева Ю.М., Пирожкова Ю.М., Калмыкова Н.В.) активные инициаторы проведения Всероссийских единых Интернет экоуроков. С 2011 по 2015 г. школа активно участвовала во Всероссийском проекте Зеленые школы России. В 2017 году школа вошла в 5-ку лучших школ по Самарской области, и стала одной из школ – победителей заключительного федерального этапа Акции "Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе!". Эколидер данной акции Борисов Юрий - победитель федерального этапа.

Основное направление внеурочной деятельности - организация волонтёрского движения, участниками которого являются активисты Российского движения школьников (РДШ) под руководством Пирожковой Ю.М. и Тупицыной М.А. Волонтёрское движение носит практическую и социальную направленность. Добровольцы являются инициатором проведения ряда акций: «Чистые берега», «Кормушка», «Скворечник», «Весенняя неделя Добра», снизить потребление полиэтиленовых пакетов призывает акция «Пакеты - убийцы», вторично использовать бумажные отходы акция «Бумажный бум», в тяжёлый зимний период обучающиеся и родители школы активные участники акции «Добро в твоём сердце», в рамках которой оказывают помощь животным приюта. Социальное проектирование является важной частью образовательного процесса. Задуматься о ранимости первых весенних цветов напомнил проект «Берегите первоцветы». Грамотно обращаться с опасными отходами обучил проект «Батарейку в утиль», на территориальном конкурсе «Гражданин» проект удостоен 1 места. Привлёк внимание к вопросу чистоты в городе проект «Детские площадки – лицо будущего». В 2017 году проект был представлен на областном конкурсе «Доброволец Самарской области», в номинации «Эко-волонтёр» активист РДШ Владимиров Кирилл был удостоен призового места.

Развивать экологическую грамотность, ответственность помогает активное участие в творческих конкурсах. Через театрализованную деятельность, рисунки, литературное творчество обучающиеся доносят информацию о тех экологических проблемах, которые существуют, призывают быть активными и внимательными к нашей уникальной планете Земля. В этом направлении активно работают педагоги начального звена (Жидебаева А.Д., Куликова Т.Н., Яценко И.А., Трубина О.М.), в 2018 году обучающиеся Жидебаевой А.Д. стали победителями третьего областного творческого конкурса «Школьная экологическая мозаика».

Пришкольный участок – это гордость школы и украшение микрорайона. Ежегодно под руководством педагогов – любителей: Тупицыной М.А.. Жуковой А.О., Гаврилюк А.Н., Куликовой Т.Н., Репьёвой О.В. выращивается более 500 саженцев декоративных растений. По итогам городского смотра пришкольный участок школы №6 на протяжении ряда лет признаётся одним из лучших территорий образовательных учреждений.

Педагоги школы активно делятся опытом работы в экологическом направлении на мероприятиях разного уровня, проводят мастер классы и обучающие семинары:

Выступление с докладом «Интеграция экологии в учебно-воспитательный процесс в достижении метапредметных результатов выпускников основной школы» на Третьей Всероссийской конференции по экологическому образованию в Москве, 2013

Областной семинар руководителей, методистов и педагогов образовательных организаций по проблеме «Содержание работы по экологическому воспитанию в образовательных организациях», 2015

Областной семинар «Сбор, обработка информации для мониторинга социальных проектов» в рамках проекта «Я б в экологи пошёл, пусть меня научат», при поддержки компании ПАО «СИБУР», в рамках единой благотворительной программы «Формула хороших дел», Тольятти, 2016.

Представление опыта работы в областной газете «Волжская коммуна», 2015

Школа действительно может считаться лидером в Самарской области в вопросах экологического воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствует оценка внешних экспертов, наиболее значимая – это призовые места на протяжении 11 лет (с 2006 года) в ежегодном областном конкурсе «Эколидер».

Признание положительного опыта работы отмечено и социальными партнёрами: Благодарственное письмо министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области за вклад в экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, Благодарность от Оргкомитета программы «Зелёные школы России» за участие и сотрудничество в важном деле экообразования и сохранения природы, Благодарственное письмо за активное участие в мероприятиях общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра – 2012/13/14/15», Почётная грамота от директора компании ООО «Втормаркет», за активное участие в экологической акции «Бумаге – вторую жизнь», Почётная грамота от федерального проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия», за большой вклад в формирование экологической культуры детей и подростков, сохранение культурного наследия родного края, успешное проведение «Недели экологических знаний» в рамках Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области в 2014 году.

Признание опыта работы педагогов подтверждают высокие награды: учитель биологии Тупицына М.А. - куратор экологического направления в 2016 году, учитель начальных классов Жидебаевой А.Д. в 2017 г. вошли в число победителей областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов.

Для успешного экологическое образование и воспитание обучающихся успешного в ГБОУ школе-интернате им. И.Е.Егорова г.о. Новокуйбышевск была создана особая предметно-развивающая среда, соответствующий внешний и внутренний интерьер здания и пришкольный участок.

Гордостью школы-интерната является пришкольный участок – это небольшой уголок природы. Площадь пришкольной территории около 2,7 гектар, на которой расположены:

дендрарий,

сад,

цветники и миксбордеры,

многолетний газон,

учебно-опытный участок,

минипитомник.

Учебно-опытный участок в школе-интернате используется для проведения учебных и практических занятий, внеклассной юннатской и природоохранной работы.

Летняя трудовая четверть в школе–интернате существует с 1962 года, основной ее целью является обустройство пришкольного участка, разбивка цветников, выращивание рассады, сбор семян, подготовка участка к зиме.

В 2016 году школа приступила к реализации проекта «Школьный ЭкоПарк». Собран материал о каждом виде деревьев, растущих на участке, созданы новые цветники, миксбордеры, проведено предварительное зонирование территории участка.

Более 70% обучающихся вовлечены в работу по сохранению окружающей среды, являются активными членами детского объединения дополнительного образования «Юные спасатели природы» (ЮСП). Члены школьного объединения ЮСП входят в состав детского экологического движения «Юные спасатели природы» г.о. Новокуйбышевск.

Ученики школы активно принимают участие в традиционных школьных и городских экологических акциях: «Чистый двор», «Чистый город», «Кормушка», «Скворечник», «Посади дерево», городской конкурс образовательных учреждений «Зеленый наряд», «Сохраним живую ель», марафон «Разделяй и властвуй».

В школе с 2009 года проводятся занятия по иппотерапии. Дети не только получают курс реабилитационного лечения, но и участвуют в уходе за лошадью и пони, кормлении и выпасе на травяных посевах пришкольного участка. Это один из инновационных методов экологического воспитания детей.

В 2013 году в школе создан мини-питомник по выращиванию саженцев растений. Из плодов конского каштана выращены саженцы, которые высажены на территории школы и в городском парке «Дубки».

В 2015 году школа стала победителем областного конкурса социальных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в номинации «Экология» с проектом «Новая жизнь старых вещей».

С ноября 2017 г. в школе стартовал социальный проект "Добрые крышечки". На территории Поволжского округа был объявлен сбор крышечек. На средства от реализации были приобретены новогодние подарки детям-инвалидам. В данный момент акция действует для помощи бездомным животным и животным, находящимся в поисках хозяев.

На протяжении последних 9 лет при приемке школы к новому учебному году комиссия оценивает высшим баллом пришкольный участок.

Для любителей цветочных растений проводятся консультации педагогами по выращиванию, размножению и уходу за комнатными цветами и цветочными растениями открытого грунта.

С 2008 года школа-интернат активно участвует в деятельности, направленной на повышение экологической культуры школьников и жителей микрорайона, города.

Достижениями в области экологического воспитания обучающихся являются:

II место в ежегодном территориальном конкурсе на лучшую организацию работы по экологизации образовательной среды «ЭкоСтимул 2011», «ЭкоСтимул 2012», «ЭкоСтимул 2013»;

I место в «ЭкоСтимул 2014»;

II место в городском конкурсе по озеленению территорий образовательных учреждений «Зеленый наряд – 2013»;

I место в городском конкурсе по озеленению территорий образовательных учреждений «Зеленый наряд – 2014», «Зеленый наряд – 2015»;

III место в городском конкурсе по озеленению территорий образовательных учреждений «Зеленый наряд – 2016»;

III место в городском конкурсе «Разделяй и властвуй - 2016»;

III место в региональном конкурсе «ЭкоЛидер - 2015» (школа принимает участие с 2011 года).

С 2006 года работу экологического направления курирует педагог Косых Людмила Сергеевна, являясь бессменным руководителем детского экологического объединения «Юные спасатели природы».

Накоплен положительный опыт и на территории муниципального района Волжский, где организует и координирует работу по экологическому образованию филиал «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ п.г.т. Рощинский.

В сентябре 1991 года на базе Центра внешкольной работы Волжского района был создан юннатский отдел. Заведующим отдела была назначена Гелик Инна Ивановна, которая возглавляет его по настоящее времени. Основным видом деятельности отдела в этот период было воспитание и образование учащихся в рамках кружковой работы. Педагогический труд был направлен на развитие интереса детей к изучению и охране природы.

В декабре 1991 года для юных любителей природы открываются первые кружки «Аквариумисты» (руководитель Литовченко О.Н.) и «Уголок живой природы» (Копытова С. И.). Первыми животными «Живого уголка» были: сухопутная черепаха, еж, хомяки, морские свинки. Занятия проходящие на базе живого уголка основаны на принципах наглядности и практикоориентированности. Занимаясь в живом уголке ребята не только испытывают радость от общения с животными, но и обогащают свои знания, формируют практические умения и навыки которые могут быть использованы в дальнейшем. За годы своей работы уголок живой природы стал предметом гордости юннатского отдела. В настоящее время уголок в нем содержится более 30 видов декоративных птиц и животных. В 2017 году в областном конкурсе уголков живой природы, в номинации «Уголок живой природы в учреждении дополнительного образования» занял 1 место.

К 1993 году юннатские кружки были открыты практически во всех школах района, где работали увлечённые и влюблённые в свою профессию учителя.

Юннатский отдел Центра внешкольной работы в силу своей специфики становится центром экологического образования и воспитания детей Волжского района, оказывая методическую, консультационную и организационную помощь школам района: экологические игры, праздники, экскурсии, семинары.

Отдел развивается, в его работе появляются новые направления. Новым направлением в работе становится флористика. Флористика дает большие возможности для развития фантазии ребенка, развивает такие качества, как упорство и трудолюбие, усидчивость и любознательность. Занятия с растительным материалом способствуют воспитанию любви к живой природе и бережного отношения к ней. В апреле 1993 года открывается первое объединение по флористики «Юный аранжировщик» (Рутинова А. П.), воспитанники которого неоднократно становились победителями в областных конкурсах юных аранжировщиков. Выпускники этого объединения Рутинов Дмитрий и Голощапова Елена связали свою профессию с флористикой.

Большое внимание в работе кружков стало отводиться привлечению юннатов к навыкам научной работы, а именно проведению опытнической работы по изучению растений. Так юные аграрии из объединения «Жизнь растений» (Коновалов В. З.)на учебно-опытном участке проводили опытническую работу по изучению сельскохозяйственных растений. Много опытов проводилось по цветоводству в объединение «Цветоводство» (руководитель Богданова М.В.). В процессе опытнической работы юннаты вели фенологические наблюдения, анализировали результаты, по всем опытам велись дневники.

Для привлечение учащихся к опытнической и исследовательской работе, направленной на выращивание экологически чистой высокоурожайной сельскохозяйственной продукции проводится конкурс «Юннат» по следующим номинациям: «Малая Тимирязевка» - лучший дневник опытнической работ, «Сам себе агроном» - оригинальная агротехника выращивания овощей, «Мой чемпион» - самый большой овощ или фрукт, «Заморское Чудо» - редкое овощное или плодово-ягодное растение и др.

На базе Центра внешкольной работы ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению природных объектов и практической деятельности по их сохранению.

С целью пропаганды знаний о жизни домашних животных и бережного к ним отношения ежегодно проводится парад кошек «Мисс КИС-КИС и Мистер-МЯУ»

Экологическая деятельность юннатского отдела с каждым годом расширялась и совершенствовалась. В 2013 году юннатский отдел был переименован в эколого-биологический отдел.

На сегодняшний день эколого-биологический отдел ведет свою работу по пяти направленностям: юннаты, цветоводы, аранжировщики, экологи, аквариумисты. В отделе работает 20 педагогов, детские объединения посещают более 700 учащихся из 12 школ района.

Деятельность по решению задач экологического воспитания подрастающего поколения педагогическим коллективом эколого-биологического отдела ЦВР ведется по следующим направлениям:

1. Реализация образовательных программ дополнительного образования. Педагоги эколого-биологического отдела реализуют 14 образовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей.

2. Массовые экологические мероприятия, ориентированные на активное формирование системы экологических ценностей у учащихся: конкурсы рисунков, выставки поделок из природного материала, праздники и викторины.

3. Инструктивно-методическая работа. На базе ЦВР ежегодно проводятся семинары-практикумы, консультации, выезды на места для педагогических работников образовательных учреждений района, работающих в области экологического образования.

Юннаты Волжского района, под руководством своих педагогов, ведут большую природоохранную работу, внося свой практический вклад в сохранение природы родного края. Традиционным стало проведение акций: «Птичья столовая», «Самый зеленый кабинет», «Чистый дворик», «Скворечник», «Посади дерево», «Скворечник», «Посади дерево», «Сохраним озера». Ребята высаживают на улицах поселений, в скверах молоденькие саженцы деревьев и цветы, проявляют заботу о маленьких пернатых друзьях, зимующих в суровых условиях, поддерживают чистоту и создают уют на территории своих поселений, ведут большую пропагандистскую работу по распространению экологических знаний среди населения.

Ежегодно педагоги эколого-биологического отдела принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, где занимают призовые места:

победители областного конкурса учебно-опытных участков и учебно-производственных бригад, в номинации «Уголок живой природы в учреждении дополнительного образования», областного конкурса программ и методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей;

призеры областных конкурсов «Сердце отдаю детям»» «Инновации в дополнительном образовании», «Воспитать человека», территориального фестиваля «Педагогический калейдоскоп», «Открытый урок», территориального конкурса «Лучший педагог-наставник».

Многолетняя работа педагогов дает свои положительные результаты. В течение ряда лет обучающиеся ЦВР неоднократно становились победителями и призерами областных конкурсов:

победитель Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (Козленко М., 2016г);

победитель областного конкурса «Моя охраняемая территория» (Степанова М.,2013г.);

победители и призеры областного конкурса«Новогодних и Рождественских композиций» (2014, 2015, 2016, 2017г.);

победитель областного конкурса «Зеленая планета» (Григорьев Андрей, 2013, 2017г.)

победители и призеры областной конкурс аранжировщиков (2014, 2015, 2016, 2017г.);

победители областного юниорского водного конкурса(2015г.);

победители и призеры областного конкурса ландшафтных проектов (2015, 2017г.);

призеры областного конкурса-выставки «Юннат», номинация «Полевод» - (2015Г.)

призеры областного конкурса зоологических работ им. Мантейфеля 2016г.) и др.

Таким образом, за 27 лет своего существования эколого-биологический отдел ЦВР Волжского района прошел сложный путь становления и развития. Все годы отдел работает под девизом «За природу». В знак признания положительного опыта работы отдел награжден Благодарственным письмом министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области за вклад за вклад в охрану окружающей среды Самарской области.

Будущее человечества, его жизнь будет определяться уровнем экологической культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. А поэтому важность экологического воспитания в современном мире переоценить невозможно. Наше будущее – это наши дети. Мы сможем сохранить планету только, если воспитаем наших детей экологически культурными, если научим их понимать взаимосвязь человека и природы, уметь видеть и чувствовать ее красоту, стремиться не только познавать природу, но и беречь, и приумножать ее богатства.

Никольская Лидия Анатольевна.

#Регион, #100летюннатам
 
 
 

Минобрнауки РФ

 

Минобрнауки Самарской области

 

ФДЭБЦ

 

Зелёная планета

 

ЦПО

 

Минлесхоз Самарской области

 

Минсельхоз Самарской области

 

Госуслуги